Главная | Стратегия развития на 2015-2020 годы | Регистрация | Вход |
Муниципальное казенное учреждение культуры
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА им. А.С. ПУШКИНА
г. Саров Нижегородской области
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» г. Саров на 2015-2020 г.г. Раздел I Проблемная ситуация Решающими факторами развития современного общества являются глобализация, информатизация, смена векторов развития, формирование информационного пространства и нового информационного общества. Эти факторы, наряду с явными преимуществами, имеют и негативные черты: -огромный поток информации, обрушивающийся из самых разных источников, приводит к тому, что люди не в состоянии адекватно её воспринимать, требуется развитие навыков анализа информации, её фильтрации и понимания. В отношении детей и подростков проблема встаёт серьёзнее: окружающее информационное поле может принести существенный вред несформировавшейся личности; - многие люди испытывают «культурный, коммуникативный голод», утрачивают навыки диалогического общения. Эта проблема серьёзно затрагивает и детей - родители все реже общаются с ними, занятые хозяйственными делами. В отношении детских библиотек имеют место: - тенденция к изменению нижней и верхней границ возраста пользователей (раньше детская библиотека обслуживала детей от 6 до 14 лет, теперь от 0 до 17 лет); - существенное отставание в области автоматизации библиотечных процессов; - проблемы с кадровым обеспечением (библиотеки стремятся поддерживать высокие требования к кадрам, но все чаще в библиотеку приходят люди, не знающие либо специфики библиотечной работы, либо специфики обслуживания детей; в штатных расписаниях нет специалистов новых профессий, необходимых библиотекам нового типа); - в условиях недостаточного финансирования требует новых решений организация обучения и повышения квалификации кадров детских библиотек. Остро стоит проблема комплектования фондов. Уникальное информационное пространство детских библиотек может содействовать смягчению негативного воздействия непрерывных информационных потоков на сознание ребёнка, обучению его свободному ориентированию в окружающем информационном пространстве, безболезненной социализации. Именно в детских библиотеках культура общества «воссоздаётся в универсальной для ребёнка информационно- коммуникативной модели»1. Кроме того, библиотека, как открытая система, куда может прийти любой и каждый, может стать не только центром информации и обучения ориентации в ней, но и центром общения, досуга, творческой реализации, центром культурных коммуникаций. Раздел II. Цели и задачи Концепции, принципы реализации Миссия Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребёнка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Цель: Создание на базе МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» оптимальной информационно-диалогичной среды, обеспечивающей доступ к знаниям, культуре, социальным процессам в обществе, непрерывному образованию, интеграции в культурную среду. Задачи: ● расширение спектра и повышения качества библиотечно-информационных услуг, предоставляемых юным пользователям; ● содействие непрерывному образованию, самообразованию и интеллектуальному развитию; ● обеспечение открытости библиотеки для всех, соблюдение равных прав и возможностей для детей из всех слоёв общества, обладающих разными интеллектуальным и физическим уровнями развития; ● создание комфортной информационной среды для пользователей, с учётом их возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей через чтение, печатные, аудиовизуальные и электронные средства; ● приобщение к различным формам интеллектуального и культурного досуга. Механизмы реализации: ● внедрение инновационных процессов и новых управленческих решений в сфере реализации библиотечно-информационных услуг; ● применение методов программно-проектного планирования, постоянный мониторинг качественных изменений, корректировка с учётом удовлетворённости пользователей предоставляемыми услугами; ● внедрение инновационных форм взаимодействия библиотек различных типов в предоставлении услуг; ● разработка мероприятий по повышению квалификации и профессиональному развитию библиотечных кадров. Раздел III. Стратегические направления развития 1) Информатизация библиотечных процессов, введение онлайн-услуг населению. Информатизация библиотеки предоставляет возможности апробации различных эффективных приёмов читательского развития и реализации их права на информацию, является основой для различных корпоративных проектов. Среди приоритетных задач: - обновление компьютерного парка; - создание собственных электронных документов; - комплексная поддержка неподготовленных пользователей в ходе их адаптации к условиям повсеместной компьютеризации. Обучение молодых пользователей навыкам использования информационных ресурсов новых типов и форм; - развитие виртуальной информационно-коммуникативной сферы библиотечного обслуживания в интернет-представительствах МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина». Расширение виртуальных информационно- справочных услуг; - обеспечение возможности творческой реализации читателей-подростков на виртуальных площадках библиотеки; - развитие сайта библиотеки. 2) Создание комфортной информационно-развивающей и творческой библиотечной среды, развитие коммуникативных навыков детей и подростков через книгу, чтение и понимание прочитанного. - изучение методик смежных наук, освоение технологий работы с текстом; - синтез полученных знаний, касающихся развития навыков диалогического общения и чтения, при котором происходит адекватное понимание основных смысловых доминант воспринимаемых текстов, разработка на их основе библиотечных мероприятий, внедрение в практику работы библиотеки; - прямое сотрудничество с учёными – педагогами, психологами, социологами, занимающихся вопросами детского чтения. 3) Просветительская деятельность - содействие непрерывному образованию и самообразованию; - формирование гражданской позиции, патриотическое воспитание молодого поколения, воспитание толерантного сознания; - профессиональная ориентация; - экологическое воспитание; - правовое воспитание, содействие социализации личности молодого человека; - работа с семьёй; - содействие формированию творческой личности, повышению интеллектуального потенциала молодого поколения; - повышение общего уровня информационной культуры детей. 4) Активизация внешних связей с целью лоббирования профессиональных интересов, разработка и продвижение инновационных совместных проектов с учреждениями и организациями города. - заключение договоров сотрудничества с образовательными, воспитательными, культурными учреждениями города для детей и подростков; - определение фандрайзинговой стратегии; - транслирование опыта и креативных идей МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина» в городской среде, а также в профессиональном сообществе (публикации в городских, региональных и российских СМИ, доклады, консультации и мастер- классы). 5) Развитие кадрового потенциала - введение специальных курсов по освоению информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) с учётом уровня подготовки сотрудников; - развитие профессионального библиотечного творчества, способствующего модернизации библиотеки, стабилизации библиотечных кадров, их самореализации и саморазвитию; - выбор и реализация библиотекарями собственного образовательного маршрута: проведение экспериментов, разработка творческих работ; - развитию профессионального сознания будет способствовать также включение в «Положение об оплате труда» таких критериев оценки деятельности библиотекарей, как оригинальность и новизна форм и методов работы, нестереотипность решения профессиональных задач. Раздел IV. Ожидаемые результаты от реализации Концепции - переход библиотечного обслуживания детей и подростков на новый уровень, развитие перспективных форм и моделей библиотечно-информационного обслуживания детей; - скоординированное предоставление широкого спектра услуг для детей и подростков в рамках единого библиотечно-информационного пространства области; - повышение уровня востребованности услуг библиотеки; - поддержка различных форм взаимодействия библиотек в предоставлении услуг с учётом новых информационных технологий; - модернизация и информатизация библиотеки, укрепление материально- технической базы. ________________________________ 1 Голубева Н.Л. Детская библиотека: современные проблемы развития: научно-методическое пособие / Н.Л.Голубева. – М.: Литера, 2009. – 160 с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное казенное учреждение культуры «Центральная городская детская библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина» (МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структурное подразделение № 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структурное подразделение № 4
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||