Главная | Пушкин и Православие | Регистрация | Вход
Муниципальное казенное учреждение культуры
ЦЕНТРАЛЬНАЯ   ГОРОДСКАЯ   ДЕТСКАЯ   БИБЛИОТЕКА   им. А.С. ПУШКИНА
г. Саров Нижегородской области
Я хочу...
Стать читателем
Узнать о...
Спросить библиотекаря
Продлить книгу
Оставить отзыв

Вход на сайт





FREE

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница,
26.04.2024, 15:28
Главная | Пушкин и Православие 
 

Пушкин и Православие

В мае-августе 2019 года Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина г. Саров

реализовала проект «Пушкин и православие», ставший победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива».

Своими размышлениями о проделанной работе делится заместитель директора МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина», руководитель проекта Татьяна Плохотник

«Любите ли вы Пушкина?» - кому из нас не задавали этот вопрос? В России на него принято отвечать однозначным «ДА!», а меня он неизменно ставил в тупик. Относительно неплохо зная творчество «Солнца русской поэзии», понимая глубину его мысли и энергетику ритма стиха, я, тем не менее, этой энергетикой не заражалась ни разу. Хотя поэзию вообще и отдельных поэтов в частности нежно люблю и перечитываю с упоением.

Любить Пушкина просто потому, что «все вокруг любят» долго не получалось. Душа требовала какого-то необычного разворота, нового ракурса, шокирующего, восхищающего, мотивирующего закопаться с головой в дебри пушкинского наследия. Переломным для меня стал юбилейный для поэта 2019 год... Что ж, литературный юбилей – отличный повод ломать стереотипы! В год 220-летия Пушкина я вместе со своими коллегами открывала для себя и для читателей поэта-христианина, прошедшего нелёгкий путь духовного возрождения, достигшего в конце жизни небывалых вершин веры, которая даже для служителей церкви стала примеромi.

Откровенно говоря, на тему «Пушкин и православие» мы вышли случайно: в 2018 году решили отметить день рождения поэта так, как это делали в его детстве, в 19 веке... и вдруг обнаружили, что такого праздника тогда не существовало! Традиция сформировалась лишь к началу 20 века, а в пушкинские времена отмечали именины.

На ум приходят пушкинские строки из «Евгения Онегина»:

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Веселый праздник именин.

С утра дом Лариной гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях.

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей. (глава 5 строфа XXV - глава 6 строфа II)

Конечно, всё это очень похоже на традиционный день рождения, но по сути своей именины совсем другой праздник, в отличие от дня рождения имеющий прямое отношение к православиюii! Кстати, а чем были вера и православие для самого великого классика? При изучении разных источников стало понятно, что рассматривать жизнь и творчество Пушкина в контексте православной культуры мало кто брался. Да, есть отдельные статьи и публикации, в основном для взрослых... Вообще, это странно, ведь произведения нашего классика (в том числе и те, что изучаются в школе) буквально пронизаны духом православия или отсылками к православной культуре! Просто удивительно, как до сих пор мы – библиотекари и педагоги могли это не замечать?! Вот так и возникла у нас идея проекта «Пушкин и православие», ставшего победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива». Тема показалась оригинальной, малоизученной, но в то же время имеющей большой объем источников для анализа. А для Сарова — города, где жил и творил Серафим Саровский, она представляет особый интерес.

О проекте: цели и задачи

Мы не ставили целью приобщать читателей к православию, так как глубоко убеждены, что вера – это не определенное религиозное поведение, а мысли и глубокое понимание. Но для любого русского человека православие – не просто религия, а еще и часть культуры, истории Родины, отражённая в достопримечательностях городов, в произведениях искусства, в традициях любимых русских праздников и семейных обычаев. Об этом стоило поговорить! Мы хотели показать нашим читателям связь русской культуры и истории с православием на примере жизни и творчества великого русского писателя, и вместе с ними порассуждать над вопросами:

Зачем человеку вера? В какие моменты он к ней обращается?

Как и почему пришёл к вере Пушкин?

Каким открывается нам православие, его истины и традиции в текстах великого классика?

Сейчас, оглядываясь назад, уже можно сказать: проект получился.

За плечами просветительский марафон для школьников, открытые лекции для руководителей детского чтения, конкурс творческих работ «Пушкинский цитатник», ряд ярких событий совершенно нового для нас формата и даже цикл радиостраничек, подготовленных совместно с городским радио. Было ли легко? Безусловно, нет. Тема православия даже в нашем городе, имеющем православную историю, многими взрослыми принимается настороженно. А что уж говорить о детях и подростках! У большинства из них голова занята совсем другим. Тем не менее, разговор получился и со школьниками, и со взрослыми. И не просто разговор – живой диалог! Для многих участников наши встречи в рамках проекта стали откровением. Пушкин, его жизнь и творчество вдруг стали интересны, они шокировали, вызывали на размышления и споры, становились кодом доступа к зашифрованным смыслам жизни, вполне современным в нашем 21 веке.

Идеи для разговора

Основной контингент, с которым мы работали в рамках проекта – школьники среднего и старшего звена. Это возраст людей уже сформировавшихся, думающих и анализирующих. Они проверят всё, о чем мы им говорим. Их сложно удивить, растормошить и увлечь. Так что нередко мы прибегали к приему провокации. Вот о некоторых идеях провокационного поворота разговора о пушкинском наследии и хочется рассказать.

Провокация 1

Если говорить о православном контексте, то в самой биографии классика скрыто некоторое противоречие. Несколько поколений россиян учили, что Пушкин был вольнодумцем, относившимся к вере скорее с иронией, чем с благоговением. Причём этот вольнодумец был крайне умён, недаром же император Николай 1 после встречи с поэтом сказал: «Я говорил с самым умным человеком России».

Еще в юности Пушкин напишет стихотворение «Безверие»:

О вы, которые с язвительным упреком,

Считая мрачное безверие пороком,

Бежите в ужасе того, кто с первых лет

Безумно погасил отрадный сердцу свет;

Смирите гордости жестокой иступленье...

Эти ироничные строки он прочитает на выпускном экзамене, в середине мая 1817 года. Смело? Пожалуй. Такого человека убедить в чем-либо непросто, нужны особые рычаги, которыми могло бы стать, к примеру, семейное воспитание. Однако в семье Пушкина не было серьезного отношения к вере. Вообще в дворянском обществе России 19 века к ней относились скорее со скептицизмом, хотя православие и пронизывало всю жизнь людей. Как же получилось, что к концу жизни Пушкин пришел с православным миропониманием и умер как истинный христианин? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с ребятами, сопоставляя факты биографии и высказывания самого поэта, дошедшие до нас в письмах. Своё первоначальное мнение мы составили: к православному миропониманию Пушкин дошёл собственным умом, в ходе работы с историческими архивными документами и изучения текста Библии, который он поначалу читал с любопытством литератора, восхищаясь красотой слога и заложенного смысла, а затем сопоставляя с жизненными примерами. Его вера вовсе не была бездумна, он шел к ней постепенно, и духовное развитие «Солнца русской поэзии» можно проследить, создав «Ленту времени» из Пушкинских стихов.

В нее могли бы войти, к примеру:

1817 – Безверие

1819 Возрождение

1821 Десятая заповедь

1823 Птичка

1830 В часы забав иль праздной скуки...

И другие стихотворения.

Провокация 2

Пушкин, как и всякий человек, не был идеальным. В нём уживались крайности: накал страстей, циничность – и духовная отрешенность. Он порой прикидывался буяном и циником (в воспоминаниях современников этому можно найти немало примеров), в то время как был не по годам мудр и глубок, осознавая «заблуждения измученной души». Вам не кажется, что такое поведение сродни юродству? В православии юродивые — слой религиозных подвижников, цель которых - обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. «Юродство Пушкина/Пушкин и юродство» - как вам такая тема для разговора со старшеклассниками? Слишком провокационно? Не спешите её отвергать! Это отличная тема для бинарного урока, в ходе которого можно рассмотреть и пушкинское наследие, и исторические примеры, и некоторые православные понятия, а заодно привлечь к работе не только литературу, но и гаджеты.

Провокация 3

Мы привыкли к тому, что иллюстрация – это картинка. Создание рисованных историй или иллюстраций к прочитанному давно полюбились педагогам начальной школы как эффективный метод закрепления знаний. Но ведь иллюстрацией может быть и стихотворение! Почему бы не предложить старшеклассникам вспомнить детство и сделать поделку-словарик, в который войдут православные термины с поэтическими иллюстрациями Пушкина, да и самые настоящие рисунки ребят? Многие подростки сегодня увлечены рисованием комиксов, в наследии классика можно найти образы ангелов, храмов, икон, поэтические пересказы традиций православных праздников, отсылки к притчам, размышления о некоторых библейских заповедях и даже переложения отдельных молитв, а работа в группах, соревнующихся между собой, придаст куража и позволит отработать приемы разделения труда в команде. По сути, такое мероприятие – самый настоящий учебный проект.

Провокация 4

История России в текстах Пушкина – это важная и очень интересная тема для отдельного разговора со старшеклассниками. Собственно, направлений для дискуссии здесь может быть множество, всё зависит от предпочтения педагогов. Мы же решили остановиться на трагедии «Борис Годунов», чтобы на историческом примере обсудить некоторые духовно-нравственные понятия и проблему выбора. С помощью текста и блестящих экранизаций (фильм Сергея Бондарчука «Борис Годунов», 1986 г., сериал «Борис Годунов» Алексея Андрианова, 2018 г.) наши читатели разбирались в понятиях власть, ответственность, жертва, решали для себя, способны ли они сами встать у власти и хотят ли этого.

Настоящим открытием для большинства участников урока стал тот факт, что жанр трагедии — это скорее отсылка к трагедии личности, чем к трагедии «Смутного времени», в которое правил Годунов.

Вроде бы разговор шел о прошлом. Но, опираясь на исторические примеры, мы говорили о тяжести бремени власти, о величайшей ответственности руководителя перед народом, о необходимости жертвовать чем-то личным ради своей страны и о том, что порой у человека нет выхода: хочешь-не хочешь, а бери власть в свои руки, ибо сам Бог привёл тебя к этой черте...

Эта тема актуальна во все времена, в том числе и для современных выпускников, ведь они — люди будущего, им вставать у руководства — собственной семьи, на работе, а может быть страны или отдельной её территории.

Пушкин и священнослужители

Эта тема тоже может вылиться в отдельный разговор со школьниками, материала (биографического и поэтического) достаточно. У каждого педагога может быть свой акцент при её рассмотрении: беседы поэта с братией Святогорского монастыря, поэтическая переписка с митрополитом Филаретом, мистическая встреча с батюшкой Серафимом на саровской земле в первую Болдинскую осень – что выберете вы? Трудно поверить, но в жизни Пушкина всё ещё немало «белых пятен» и событий, не доказанных документально, но настойчиво упоминающихся из поколения в поколение. Нам, как саровчанам, крайне интересен разговор на тему «Пушкин и Серафим Саровский». Предположение об их встрече, не доказанная официальными фактами, тем не менее имеет место. Удивительным образом из жизни поэта выпадают три дня. Упоминаний о них нет нигде, а ведь благодаря дневникам и письмам мы можем восстановить практически каждый день Пушкина. Есть зарисовки пушкинской рукой на полях стихотворного переложения молитвы прп. Ефрема Сирина, очень напоминающие образ батюшки Серафима... Кстати, преподобный Ефрем Сирин был очень дорог о. Серафиму, а молитва святого Ефрема – простая, ее легко запомнить, преподобный вполне мог дать ее новоначальному, пришедшей к нему страждущей душе.

Это как раз было в духе батюшки. Есть еще и несколько стихотворений, которые говорят о том, что вполне могла произойти эта встреча, если уж не буквально, физически, то духовно. Кто знает, возможно, именно сегодняшним саровским школьникам, ставшим участниками проекта «Пушкин и православие», удастся доказать факт встречи Серафима Саровского и великого поэта?

В заключение всем заинтересованным предлагаем познакомиться виртуальным библиотрансформером в помощь руководителям детского чтения, который мы создали в рамках проекта.

Он доступен на нашем сайте http://cgdb.my1.ru/ и наверняка подарит вам еще немало оригинальных идей для разговора о Пушкине в контексте православной культуры.

Итак, первый шаг в тему «Пушкин и православие» сделан. Несмотря на то, что работа по проекту подходит к концу, мы уже видим огромное количество новых интересных перспектив её развития. Пушкин неисчерпаем, и даже спустя 220 лет не перестает нас удивлять.

__________________________

i На исповедь к умирающему поэту, в квартиру на Мойке (Санкт-Петербург), позвали батюшку из ближайшей Конюшенной церкви. Пораженный глубоким благоговением Пушкина перед исполнением христианского долга, отец Петр говорил: «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать. Вы можете не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».

ii В историческом контексте именины – день крещения ребенка, когда ему дают святое имя, с которым он и предстанет перед Богом. День празднования памяти святого, в честь которого назван человек, а не дня физического рождения именинника.

 

 

 

 














центральная детская библиотека краеведение каникулы мастер-класс современная детская литература творческая мастерская Киноbook выставка экология чтение буковка семейные встречи дни информации структурное подразделение № 4 структурное подразделение № 2 Акция встреча мероприятие НЛО семейное чтение






Результаты независимой оценки
качества оказания услуг организациями
на сайте bus.gov.ru




Муниципальное казенное учреждение культуры «Центральная городская детская библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина» (МКУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»)
607190, Россия, Нижегородская область, г. Саров, ул. Герцена, д. 13а
Адрес электронной почты: pushkinka.sarov@yandex.ru
Телефон: 8 (831-30) 9-17-40
Контакты
График работы


Структурное подразделение № 2
607182, Россия, Нижегородская область, г. Саров, ул. Музрукова, д. 17
Адрес электронной почты: pushkinka.sarov@yandex.ru
Телефон: 8 (831-30) 5-15-04
Контакты
График работы


Структурное подразделение № 4
607189, Россия, Нижегородская область, г. Саров, ул. Силкина, д. 10, корп.1
Адрес электронной почты: pushkinka.sarov@yandex.ru
Телефон: 8 (831-30) 3-44-64
Контакты
График работы


Карта сайта