Нина Дашевская - музыкант и писатель. Музыкальность автора считывается в её текстах: музыкальная школа может стать местом действия, дети, увлечённые музыкой и музыканты - взрослые - героями повестей и рассказов. Но главное, пожалуй, особый ритм и интонирование в тексте сродни музыкальной фразе. Ухо музыканте не терпит фальши. О прозе Нины Дашевской так хочется сказать: хорошо темперированный клавир (нем. Das wohltemperierte Klavier).
Новая книга писательницы о двух рыжеволосых мальчиках - Антонио и Антоне. Один родился в XVII веке в Венеции, другой - в XXI веке в Санкт - Петербурге. Первый спустя годы стал композитором и музыкантом Антонио Вивальди. Кем станет второй? Пока ясно одно: он умеет слушать и слышать музыку, и возможно, пойдёт по стопам дела - скрипача, который учит Антошу слушать музыку. Когда читаешь разговоры деда с внуком за прослушиванием записи Вивальди "Времена года", начинаешь размышлять о музыкальной культуре как части общей культуры человека. И закладывается она в детстве, и об очень сложных вещах можно сказать просто и чисто. (Кстати, позаботьтесь о записи Вивальди заранее - невозможно удержаться, хочется тут же, за чтением переслушать знакомые мелодии).
Проза Нины Дашевской сродни поэзии. Вслушайтесь в неё:
"Вода наполняет Венецию до краёв, и даже чуть больше - выплёскивается на тротуар и лижет полы сутаны, одежды священника. Agua alta, высокая вода. Антонио наклоняется и осторожно касается пальцами поверхности. Отражение его лица разбивается на тысячи осколков - и через минуту собирается вновь. Вода и музыка - кажется, это одно и тоже: так же она бежит, течёт куда - то, и после неё как будто ничего не остаётся - только вкус и запах, и память в пальцах, и в ушах, и в сердце".
Книга - музыкальная история в двух частях с поэтическим эпилогом и послесловием, которое написал Александр Майкапар - российский клавесинист, органист, музыковед, искусствовед, переводчик. В книге есть ещё и сонеты самого композитора, которые перевёл замечательный поэт Михаил Яснов.
Книга невелика. Значительное место на каждом развороте занимают воздушные рисунки Александры Семёновой, выполненные в смешанной технике: карандаш, акварель, акрил и цветные карандаши. Для мальчика Антона Венеция Вивальди началась с найденного им карандашного наброска, сделанного дедом много лет назад во время гастролей. В книге как бы зарисовки: фигурки гондольеров, скрипичный гриф в нескольких вариантах, завиток; на форзацах орнамент, напоминающий чуть выцветшие шёлковые шпалеры в гостиной какого - нибудь венецианского купца, из окна гостиной - вид города в лёгкой дымке, некогда яркие цвета домов, размытые высокой водой, ветрами и временами.
Общение с хорошей книгой просит продолжения: пойти на концерт, рассматривать полотна старых мастеров (хотя бы в репродукция), прочесть ещё одну книгу автора или книгу на ту же тему.
(Источник: Рудишина, Т. Ты услышишь птичье пение: о книге Нины Дашевской "Вивальди. Времена года: музыкальная история" / Т. Рудишина // Библиотека в школе.- 2017.- №9/10.-С.32 - 34.)
Где найти книгу: отдел "Искусство"
Заказать книгу можно через ВИРТУАЛЬНУЮ СЛУЖБУ |