Как настоящий книгоман, я очень часто хожу в библиотеку, которая находится в моём доме, беру интересующую меня литературу, мне там очень нравится. Обычно я беру книги, связанные, в основном, с историей европейских государств. Но однажды, когда я, по обыкновению, пришёл сюда после школы, библиотекарь посоветовала мне художественную книгу норвежского писателя Ларса Соби Кристенсена "Герман".
Первое, что привлекает внимание, это обложка: странный, на первый взгляд, шрифт и подпись снизу "для тех, кто ещё не полюбил себя". "Почему бы и нет?", - подумал я.
Иллюстрации книги не позволяют представить наружность главного и второстепенных героев, оставляя абсолютный простор для фантазии. На страницах широкие чёрные мазки, кляксы, смешные фигуры и еле узнаваемые лица, нарисованные как будто ребёнком, ничего не смыслящим в искусстве. Лишь прочитав книгу, я понял: таким причудливым и кособоким всё вокруг воспринимал сам Герман.
Книга читается на одном дыхании. Она написана замысловатым, витиеватым, но вместе с тем лёгким слогом, какого обычно не встретишь в детской или подростковой литературе. Странные выржения, диалоги, непривычные имена, названия улиц, выдуманные слова наполняют эту и без того необычную историю.
- Ты куда, Герман?
- Никуда.
- А это где?
- Да нигде?
На протяжении всей книги мир словно кружится, события развиваются стремительно, завязываясь в узел, - Герман не понимает, что происходит. Мальчик, оставшийся без волос, чувствует себя лишним в школе, в семье. Одиночество будто пронизывает его насквозь, как наступающая в Норвегии зима.
Был ли в вашей школе человек, с которым никто - никто не хочет дружить? От таких "изгоев" все отворачиваются, их сторонятся, а учителя стараются не замечать. Если вы читали "Чучело" В. К. Железникова, то поймёте, о чём я.
Мне повезло: я учусь в дружном классе, мы стоим друг за друга горой, стараясь поддержать такую атмосферу с самого начала. Для меня совершенно неприемлемо поведение одноклассников Германа. У него нет друзей, ребята потешаются над ним, и более того, когда его болезнь вступила в полную силу, издёвки стали ещё более жестокими. Мальчика били, унижали за один его внешний вид, в котором он совершенно не виноват.
Уверяю, тема комплексов близка каждому подростку. Стоило ли усугублять одноклассникам и без того тяжёлое эмоциональное состояние Германа? Однозначно нет. Напротив, им следовало поставить себя на его место, ведь от внешних изменений не застрахован никто.
- Урод я! Урод!
- Герман, не говори так. Не бывает уродов.
- Значит, меня нет.
Но выбор есть у каждого: сражаться или принять всё как есть? Мы в силах влиять на свою жизнь, и Герман решает бороться. Будто закупориваясь в вакуум, он продолжает посещать занятия, несмотря ни на чьё поведение. Мальчик наотрез отказывается носить парик, прикрывая голову шапку, хотя родители упорно уговаривали его.
- Герман всегда Герман, и никто другой. Это я вам обещаю!
Л. С. Кристенсен оставляет дверцу финала полуоткрытой, давая читателю возможность продолжить сюжет для себя. Герман ещё ребёнок, ведь ему только одиннадцать, его ждёт большая и интересная жизнь впереди.
"Для тех, кто ещё не полюбил себя", - гласит подпись к книге. Любовь к себе - это именно то, чему стоит поучиться у этой истории. Хотя путь принятия долог и труден, но в одном я уверен: результат стоит того.
(Источник: Библиотека в школе.- 2019.- №5/6.-С.26.)
Ещё вашему вниманию предлагаем видеообзор Дмитрия Гасина о книге Ларса Соби Кристенсена. Как всегда интересный рассказ!